Победа Собянина в контексте дефицита интриги

19.08.201817:59
114

На предстоящих в сентябре выборах мэра Москвы практически нет интриги. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, Сергей Собянин может набрать 65% голосов избирателей, что делает его безоговорочным фаворитом. О чем это говорит: о широкой народной поддержке или о правильных действиях политтехнологов действующего градоначальника? Всего понемногу, как говорится.

После победы на выборах мэра Москвы в 2013 году отношение горожан к Собянину постепенно улучшалось. Критические и нейтральные настроения уменьшались, а доля тех, кто положительно оценивал действия мэра, росла. Например, ровно год назад в августе «Левада-центр» озвучивал, что практически половина москвичей (44%) относится к Собянину «хорошо» и «очень хорошо», а вот отрицательно лишь 18%. И даже очень спорная кампания по реновации не сильно повредила имиджу действующего мэра.

Однако всё это не значит, что у Собянина нет и не было электоральных проблем. Это не так, вспомним тот же 2013 год, когда его победа в первом туре висела на волоске (он набрал 51,3%). А не далее чем в прошлом году несистемные либералы смогли мобилизовать протестный потенциал москвичей на муниципальных выборах. Тогда в 29 районах Москвы оппозиционные кандидаты получили большинство мест, а в 9-ти районах у «Единой России» вообще не оказалось своего представителя.

Эти факторы были учтены командой Собянина в процессе подготовки к мэрским выборам 2018 года. Первой частью стратегии была минимизация риска второго тура. Для этого у «единороссов» был свой ресурс: по итогам работы «муниципального фильтра» от участия в выборах были отсечены оппозиционеры Дмитрий Гудков и Илья Яшин. Электоральный потенциал обоих не превышал 1% процента. Однако их участие давало возможность привлечь к выборам больше внимания, а значит дать кумулятивный эффект поддержке других кандидатов.

Кроме этого, к выборам был допущен т.н. «лужковский кандидат», - экс-глава СУ-155 и депутат Мосгордумы Михаил Балакин. Его роль в том, чтобы в медийном пространстве выгодно презентовать Собянина в качестве альтернативы «старой неустроенной Москве 90-х». Даже Telegram канал Балакина так и называется «Лужковский кандидат». У потребителей информации должно сложиться мнение, что собянинская Москва (с ее плиткой, электроскутерами, велодорожками) на электоральном поле противостоит лужковской Москве (с её вещевыми рынками, пробками, коммунальными проблемами).

Еще одна цель – стимулировать явку. Низкая явка на выборах обеспечит победу Собянину, но будет выглядеть непрезентабельно на фоне лужковской эпохи: в 2013 году явка на выборах мэра Москвы была рекордно низкой (32%), в то время как с 1991-2003 явка колебалась в диапазоне между 57,4 – 68,2%. Пока у команды Собянина нет особого повода для оптимизма, т.к. прогнозируемая явка находится у отметки в 32%. Это очевидная проблема, срок на решение которой стремительно истекает.

Проблема явки может лежать как раз в плоскости слабых оппонентов. Коммунист-олигарх Вадим Кумин и протеже Жириновского, депутат Госдумы Михаил Дягтерев (известный своими антиалкогольными инициативами) предположительно наберут 10 и 11,1%. Но это не те кандидаты, которые потенциально могли бы составить реальную конкуренцию Собянину. Изменение ситуации могло бы произойти при условии внесения изменений в драматургию кампании. Но за три недели до единого дня голосования сделать это крайне трудно. Интрига может появиться только в том случае, если Кумин и его команда сделают решительный рывок, вложив в него все имеющиеся ресурсы.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть