Модель «Политбюро 2.0» как повод для критики и выводов

06.06.201913:47
71

Ближнее окружение Владимира Путина, обозначенное как «Политбюро 2.0», постепенно обновляется на фоне сложных отношений с Западом и остающихся без ответа социально-экономических вызовов в России. По мнению экспертов «Минченко консалтинг» на процесс ротации влияет сразу множество взаимосвязанных факторов: конкуренция среди кураторов российского госкапитализма (ВПК, энергетический сектор, финансовый и инфраструктурный блоки), Транзит-2024, смена власти в СНГ, реализация национальных проектов, отношения с США и «разворот на Восток».

В целом доклад «Политбюро 2.0 и антиистеблишментная волна» предлагает интересную модель внутриполитических раскладов в Кремле, но есть пара довольно спорных моментов. Например, постулируется идея усиления «роли аппарата Совета Безопасности, который становится четвертым контуром ‘‘Большого правительства’’ ». Подразумевается высокая вероятность казахстанского сценария при Транзите-2024, когда Владимир Путин переформатирует под себя функционал Совбеза, ограничив президентские полномочия преемника.

При этом пока в повестке чаще обсуждается проект, связанный с Госсоветом и централизацией власти за счет возрастающего контроля над регионами. Вхождение в Госсовет и его круг (для реализации майских указов) является одновременно точкой консолидации элит и новым конкурентным полем борьбы за доступ к Владимиру Путину. Госсовет уже изменил свою привычную роль периферийного органа, а его доминирование во внутренней повестке спустя год президентского срока говорит о долгосрочной ставке. Правда, нельзя исключать, что в будущем проект Транзита, связанного с Совбезом, активно проявит себя и оформится в актуальное политическое предложение.

Кроме этого, можно поспорить с выводом о «постепенном росте субъектности парламента и его роли в качестве медиатора значимых конфликтов». Пенсионная реформа была, пожалуй, единственной попыткой начать общественно-политическую дискуссию на площадке Госдумы по подобному серьезному вопросу. Однако низкий уровень доверия населения к ГД привел к тому, что Владимир Путин был вынужден вмешаться и легитимизировать решение парламентариев в ущерб своему рейтингу. Госдума остается инструментальным органом власти, и на текущий момент её инициативы не проецируются в реальный субъектный статус. Будем наблюдать, изменится ли этот статус-кво в будущем.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть