Политические партии и кризис репрезентативности
Кризис доверия политическим партиям будет одной из главных тем в следующие два года перед выборами в Госдуму-2021. Многие эксперты констатируют, что нынешние парламентские партии (как «Единая Россия», так и оппозиция) не отражают в должной мере предпочтения граждан. Это типичная ситуация для современных демократий, но при этом, проблема начинается тогда, когда несоответствие между «политическим спросом и предложением» становится угрозой для системы в целом. Однако по поводу того, как интерпретировать российскую действительность и чего ждать в будущем, наблюдаются серьезные расхождения.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ от 20-го сентября, 68% граждан выразили готовность проголосовать за одну из парламентских партий. Это может означать, что оставшиеся 32% не видят себя в сложившихся институциональных рамках. Этим летом мы увидели, что политическая отстраненность чревата издержками: ситуативное недовольство действиями властей может приводить к быстрой политизации и высокой протестной активности. Тренд, проложенный ЕДГ-2018, визуализировался в текущем году в серии акций (от Екатеринбурга до дела Голунова). Парадоксальным образом, парламентские партии оказались парализованными, когда от них требовалось перехватить повестку и стать медиаторами между властью и общественными группами. Зато этим сполна воспользовалась несистемная оппозиция.
В преддверии парламентских выборов 2021, такая пассивность вызывает периодические обсуждения необходимости реформировать или реорганизовать партийный политический ландшафт. Социологи фиксируют запрос на социально-демократические силы, ностальгию по СССР и справедливость. Но с высокой долей вероятности главным останется консервативный сценарий — сохранение текущего status quo, где большая часть усилий будет направлена на корректировку имиджа «Единой России» (которая до сих пор обладает серьезным потенциалом) к прежним значениям (до пенсионной реформы). Главная причина — отсутствие времени и опасность разбалансировать систему слишком сильно, утратив контроль над управлением политическими процессами. Словом, повторить судьбу СССР, развал которого начался со «свободных выборов» народных депутатов в 1989 году.