Российский федерализм перед лицом новых вызовов

24.09.201920:39
232

Из Кремля идут сигналы о возможной корректировке текущей модели отношений между Центром и регионами в сторону усиления централизации. Еще в мае Минюстом России разработан проект, предусматривающий усиление контроля над региональными властями: по решению Президента или Правительства у федеральных властей появится возможность изымать полномочия, переданные государством. Намедни этот вопрос был актуализирован публикацией в «Парламентской газете» и интерпретациями законопроекта в политическом сегменте Телеграма.

С одной стороны, новый подход может быть вызван сложностями в исполнении нацпроектов. Есть проблема «бюрократизации процессов», на которую обращал внимание Владимир Путин во время встречи с премьером Дмитрием Медведевым. В силу специфики бюрократического аппарата, где многие функции дублируются различными ведомствами, решения принимаются долго и неэффективно, особенно на уровне региональных администраций. Региональные руководители предпочитают не проявлять инициативу и перенаправляют любую проблему в Центр, тормозя, тем самым, весь процесс. Счетная палата неоднократно сигнализировала о риске недостижения целей, поставленных в нацпроектах: за первое полугодие 2019 г. было освоено только 32,4% бюджета.

С другой стороны, данный законопроект может задумываться не только с целью тонкой настройки исполнения нацпроектов, но и как часть страховочного механизма в процессе Транзита-2024. В ключевые моменты у власти должны быть сильные, но абсолютно легитимные инструменты для антикризисного менеджмента в регионах. Но ответ на вопрос, как именно власть собирается использовать планирующиеся изменения, мы узнаем только в процессе обсуждения законопроекта Госдумой в ходе осенней сессии.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть