Ларцы в закрытом дворце Транзита
Послание Владимира Путина открывает сразу несколько важных внутриполитических ларцов.
Первый - Владимир Путин запускает активную фазу Транзита, вводя в конституционное уравнение Госсовет, о перспективах которого мы много говорили в наших материалах. Вхождение Госсовета в систему исполнительной власти, с закреплением его новой роли и полномочий в Конституции, балансирует кейс расширения функционала Госдумы в деле формирования Правительства. При этом совершенно необязательно, что Владимир Путин возглавит Госсовет: новый формат, при котором государственные институты приобретают больше субъектности, оставляет ему возможность усилить собой любую структуру.
Второй - предложения по изменению Конституции РФ, фактически, легитимизируют калибровку президентских полномочий и переход к новому балансу сил. Госдуме, как мы уже сказали, дали усиление контроля над формированием и деятельностью Правительства, Совету Федерации - возможность отстранять судей Конституционного и Верховного судов РФ, а также согласование с Президентом назначение руководителей силовых ведомств. Конституционному Суду - право проверять законы, подготовленные Федеральным Собранием.
Третий определяет контуры будущей кампании «Единой России» на выборах в Госдуму 2021 года. Задача достижения конституционного большинства становится осязаемой и обязательной. Партия должна стать проводником активной социально-демографической политики, обозначенной Президентом (МРОТ, материнский капитал, пособия малообеспеченным, доступный интернет и т.д.).
Четвертый - добровольная отставка Правительства Дмитрия Медведева дает зеленый свет для проекта «преемник», и тестирования в боевых условиях одного или сразу нескольких кандидатов. Однако не стоит поспешно полагать, что ставка будет сделана на фигуру Мишустина. Сохранение в обойме Медведева через новую должность заместителя председателя Совбеза (т.е. зама Путина) оставляет возможность для быстрого бэкапа в случае непредвиденных сбоев.