Правительство и Госдума в новых-старых правилах игры
Утверждение Госдумой Михаила Мишустина в качестве премьер-министра сопровождалось закрытыми встречами нового главы правительства с парламентскими фракциями и лично со спикером Вячеславом Володиным. Встречался Мишустин с Володиным и сегодня. Подоплека понятна - главным камнем преткновения интересов элит сегодня является состав будущего Правительства. Несмотря на то, что Госдума формально еще не закрепила за собой право утверждать министров, в своем Послании Владимир Путин, фактически, дал отмашку парламенту начинать примерять на себя новый функционал. Т.е. еще не списаны со счетов старые правила, но играть уже надо по новым.
Один из треков, на которых придется достигать компромисса между двумя ветвями властей, уже вырисовывается: в «Единой России» недовольны социальным блоком (Минздрав, Минтруда, Минпросвещения и Минкультуры). Мишустин вполне может пойти на то, чтобы отдать на откуп партии власти переформатирование этой части кабинета. В «ЕР» заинтересованы в максимально эффективной команде, которая будет реализовывать социальную часть Послания, ведь эти результаты, в свою очередь, будут использованы в предвыборной гонке 2021 года.
Самому Мишустину важно сохранить за собой контроль над финансово-экономическим блоком для успешной работы с Минфином, Минэконом и ФНС. При этом главным требованием к премьеру будет сохранение преемственности праволиберального макроэкономического курса. Это повышает ставки на то, что часть нынешних и.о. в Правительстве получит переназначение, или будет иметь отношение к реализации этого курса на новых постах. Другим же, очевидно, найдется место в госкорпорациях в качестве компенсации за последствия политических перестановок.
И если сегодня Правительство и Госдума обозначили свои приоритетные блоки, то завтра каждому институту придется нести ответственность за свой выбор. Пока консультации и лоббирование кандидатов идут по-прежнему, по неформальным каналам. Но уже сделан первый шаг на пути к публичной политике, в которой конституционные правила игры объективно обостряют конкуренцию двух ветвей власти.