Федеральное Собрание в рамках конституционной реформы

17.02.202022:04
212

Внесенный Владимиром Путиным в Госдуму законопроект «О поправке в Конституцию РФ» стал основой для фундаментальной дискуссии о распределении институционального функционала. Рабочая группа пока продолжает рассматривать предложения, однако политическая часть предполагает ряд изменений сверх того, что было озвучено главой государства в его поправках. В частности, речь идет о главах, посвященных Федеральному Собранию, Президенту и Правительству.

Ко второму чтению оформился главный вектор — создание сложного баланса внутри властной архитектуры, который призван увеличить взаимозависимость институтов и перекрестный контроль.

В первую очередь, происходит разграничение и выравнивание сил внутри Федерального Собрания. Так, нижняя палата концентрирует на себя роль социально-экономического инспектора: на конституционный уровень планируют добавить полномочия в вопросе назначения и освобождения от должности зампреда Счетной палаты, а также норму об отчете Центрального банка перед Госдумой. Одновременно расширяются и прерогативы Совета Федерации, который в институциональной конкуренции может получить карт-бланш в отношении судьбы председателя Счетной палаты и будет осуществлять дополнительный надзор за силовыми ведомствами за счет ежегодных докладов Генпрокурора.

При этом существенной особенностью Совета Федерации является то, что он становится инструментом тонкой государственной настройки — с одной стороны представляя Президента (увеличение квоты до 30 человек), с другой — «старые» политические элиты (институт 7-х пожизненных сенаторов) и регионы (отзывать сенатора сможет только делегировавший его в СФ орган).

Эта роль Совета Федерации заключается в том, чтобы нести общественно-стабилизирующую функцию, транслируя преемственность и авторитет: пожизненными сенаторами смогут стать бывшие президенты России, в Конституцию перенесут действующий порядок лишения экс-президентов РФ неприкосновенности (который подразумевает взаимодействие СФ, Госдумы, Следственного комитета).

Несмотря на серьезное усиление, Федеральное Собрание, тем не менее, скорее остается со-проводником президентского института, чем оппонирует ему. Так, исключение из Конституции императива о роспуске Госдумы в случае трехкратного отказа утвердить кандидатуру премьер-министра, создает поле для снижения конфликтов между Президентом и Госдумой. Также вспомним, что и в вопросе по кадровому составу «силовиков» Владимир Путин очертил границу — Совет Федерации будет в диалоге согласовывать кандидатуры, но никак не назначать.

Однако это увеличивает интригу в части будущих полномочий Госсовета, который также претендует на «идеологическую» функцию. Ведь пока, согласно рабочей конституционной комиссии, речи о том, что сенаторский пост можно будет совмещать с должностью главы Госсовета не идет.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть