Действия мэрии Москвы на весах политической, экономической и социальной целесообразности

07.05.202022:15
348

Недавно анонсированный Сергеем Собяниным первый этап послабления режима «самоизоляции» возвращает в повестку дискуссию о мерах борьбы с коронавирусом. Главная проблема заключается в том, что, несмотря на тщательное взвешивание «за» и «против» перед принятием решений, московские власти вынуждены действовать в ситуации дефицита точной информации.

Можно предположить, что команда мэра опирается на математические модели. Слабое место подобных прогнозов известно: они не учитывают человеческий фактор и требуют регулярной корректировки. Но других методов прогноза последствий принятых решений пока не изобрели. Эксцессы и ошибки известны всем. Достаточно вспомнить, как введение пропусков в метро 15 апреля нивелировало более ранние своевременные профилактические решения Собянина от начала марта. При этом стоит помнить, что в нынешней экстремальной ситуации от ошибок и просчетов не застрахован никто.

30 апреля эпидемиологический симулятор от Сбербанка говорил, что пик заражений в России придется на 6 мая (с 9282 инфицированных), но уже сегодня одна только официальная цифра по России составила 11 231 человек. Что же касается Москвы, то как признается сам мэр, официальная статистика в 92 тыс. зарегистрированных зараженных может в реальности свидетельствовать о том, что по факту инфицированы около 300 тысяч человек.

Нынешний оптимизм мэрии базируется на стабильности показателя числа госпитализаций с тяжелой и средней пневмонией за последние две недели. Оно незначительно колеблется на уровне 20% от общей цифры фиксируемых зараженных. Однако это значит, что при сохранении динамики в 5-6 тысяч заражений в сутки, число «тяжелых» инфицированных в Москве каждый день будет прирастать на 1200 человек. Переходы из тяжелой категории в выздоравливающую, как и летальные исходы, будут корректировать этот темп, но незначительно. По крайней мере до начала применения вакцины. В таких условиях потребность в койках, медперсонале и лекарствах будет очень нелегко закрыть. Переоборудование под коронавирусные стационары ТЦ «Москва», Экспоцентра и др. даст запас в 10 тысяч мест, но нет гарантии, что этого будет достаточно на длинной дистанции.

В этой связи решение Сергея Собянина о снятии ограничений для работы строительных и промышленных предприятий может иметь слабо предсказуемый эффект. Сложно представить, чтобы на строительных объектах исполнялись такие требования «как измерение температуры работников не реже 1 раза в 4 часа» или же расселение здоровых мигрантов из общежитий «в места проживания не коридорного типа» (при обнаружении у кого либо из них Covid-19). Можно смело предположить, что здесь экономические соображения бизнеса будут предсказуемо преобладать над эпидемиологическими установками мэрии.

Сергей Собянин идет на риск, поскольку его решения имеют в том числе и политическое измерение. В качестве главы Координационного совета по борьбе с коронавирусом его действия задают тренды для регионов (цифровые методы контроля, жесткий режим самоизоляции). Но поспешные шаги могут снизить привлекательность его модели управления в кризисной ситуации, ослабив позиции и в политическом поле. Ближайшая неделя покажет, насколько подготовленным был первый этап постепенного снятия ограничений в Москве. Мэрия делает первый ход, и теперь попытка сместить фокус ответственности на «недисциплинированность» москвичей будет чревата репутационными издержками. Впрочем, мэрия не находится в ситуации цугцванга и вполне может иметь пару эффективных козырей в рукаве.
Будем наблюдать.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть