«Единая Россия» и XIX съезд: итоги и тенденции перезапуска партийного бренда

28.11.201919:54
477

В декабре 2018 года, по итогам XVIII съезда, «Единая Россия» представила план перезагрузки партийного бренда. В числе основных задач стояли обновление структуры партии и выстраивание нового формата коммуникации с российским населением. Мы прогнозировали, что процесс трансформации может быть успешным только если перенастроить весь бюрократический механизм: погасить внутренние конфликты, создать социальные лифты для регионального звена «ЕР», а также сделать единороссов реальной партией «обратной связи». Проведенный 23 ноября XIX съезд «Единой России» дал возможность оценить перемены, произошедшие за год.

Во-первых, секретарь Генсовета «ЕР» Андрей Турчак отрезвил региональные кадровые элиты, которые интриговали против партии. Вспомним отставку бывшего губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, которого обвиняли в саботаже партийной кампании в местное Заксобрание из-за конфликта с Алексеем Чалым. Кроме того, есть и памятный кейс Хакасии, где после поездок Турчака сменили руководителя фракции «ЕР» регионального парламента Владимира Штыгашева. Считается, что его помощь стала решающим фактором в победе нынешнего губернатора-коммуниста, 30-летнего Валентина Коновалова.

Во-вторых, в процесс обновления «Единой России» активно включили первичное звено — местные отделения, которые непосредственно работают с людьми «на земле» и знают локальную повестку. В этом году первичные отделения (90 тыс. единиц) боролись за партийные гранты для реализации своих инициатив на местах. Показательно, что существенная часть делегатов XIX съезда — секретари первичных отделений партии, многие из которых представляют малые населенные пункты России. Одновременно, тема внутрипартийных социальных лифтов стала магистральной в работе Высшей партийной школы (для повышения компетенций в области управления и политологии), в рамках которой программа «Политические лидеры» привлекла 4500 заявок.

Перемены в функционировании партии нашли отражение и в коммуникации с обществом. В 2018 году был запущен Центр поддержки гражданских инициатив, который продолжил налаживать связи с НКО, гражданскими активистами, оказывая поддержку проектам «малых дел»: школа балета в закрытом военном городке, сбор детских игрушек для больниц, мотивационные тренинги для людей с ограниченными возможностями и т. д. О том, что «Единая Россия» прикладывает усилия для сохранения своей функции посредника между властью и обществом говорят и цифры — в общественные приемные партии за год обратились 2,5 млн человек.

Одной из главных оценок обновления, происходившего в этом году, можно считать визит Владимира Путина на XIX съезд «ЕР». По итогам ЕДГ-2019 партия получила 52% голосов в среднем по стране, что подтвердило статус «Единой России», как стабильной части вертикали власти, на которую опирается Президент и большая часть российской элиты. Критические высказывания Путина на съезде, которые были ретранслированы СМИ, стоит воспринимать без отрыва от контекста, в котором они были сделаны: критикуют тех, в ком видят потенциал для роста. В ином случае, мы бы увидели, скорее, как угасает внимание Путина к партийному проекту, а не его выступление на съезде.

Взаимосвязь «партии власти» с Кремлем выражается не только во внимании Президента, но и в обновленном составе Высшего совета Партии и Президиума Генсовета, где оказалось много людей, аффилированных с внутриполитическим блоком АП. Правда, гармонизация этих отношений проходила на фоне негативных оценок, звучавших в СМИ и социальных сетях, где было трудно разобрать — какие из мнений являются искренними, а какие — следствие ведущейся информационной кампании, о которой также много говорилось, в т. ч. и в Телеграме.

Конечно, поводов для конструктивной критики годичной работы единороссов более чем достаточно. Например, несмотря на призывы Владимира Путина и Дмитрия Медведева, «ЕР» пока не смогла ассоциировать свою деятельность с реализацией национальных проектов, в т. ч. в связи с отсутствием в партии эффективной системы их мониторинга. 

Кроме того, возникают вопросы к публичной риторике партийцев: высокие чиновники в регионах продолжают делать неуместные заявления о российских гражданах, а работа партийной Федеральной комиссии по этике остается во многом декларативной. Напомним, что в феврале комиссия отказалась ввести санкции в отношении екатеринбургского депутата Елены Дерягиной за слова о необходимости отменить бесплатное детское питание для младшеклассников. Такие случаи бросают тень на имидж партии, которая при этом ставит задачу формулировать курс, созвучный восприятию российских граждан.

Тем не менее, эти эксцессы и недостатки, которые можно перечислять и дальше, пока не перевесили энергетического эффекта от стартовавшего обновления, и у ЕР появился как символический капитал, так и внутренний тонус, который можно будет реализовать в рамках ЕДГ-2020, подготовка к которому уже не за горами. При этом процессс трансформации не показал тех издержек, которые можно было бы оценить как критические. Вопрос только в том, сможет ли партия адекватно оценить/распределить свои силы и максимально эффективно отреагировать, как на критические замечания Путина, так и на претензии, регулярно звучащие от граждан РФ.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть