На съезде «Единой России» пообещали, что партия не будет прежней
В первый день XVIII съезда «Единой России» в Москве партийцев заботили простые, но при этом фундаментальные вопросы: «Какое у „Единой России“ будущее? » и «Настолько ли оно мрачное, каким его рисуют политические оппоненты?» Отвечать на них было предложено приглашенным экспертам. Так, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров честно констатировал, что сегодня партия «становится основным объектом для притяжения общественного негатива», но всё будет зависеть от того, сможет ли «ЕР» сформулировать курс, созвучный чаяниям большей части общества. Эту мысль развивал и глава ФоРГО Константин Костин, отметивший, что рейтинг «ЕР» составляет 32-35%, но потенциал партии значительно превосходит эти цифры, к которым можно добавить около 23% тех граждан, что «допускают для себя голосование за ЕР при определенных обстоятельствах».
Укреплять положение «ЕР» решила через переосмысление своей публичной политики. Руководство партии послало несколько важных сигналов о намерениях: анонсировано создание федеральной Комиссии по этике для показательных санкций в отношении тех единороссов, которые дискредитируют партию циничным отношением к людям и неуместной роскошью на фоне социально-экономической турбулентности. Также в уставе «ЕР» появится идеологическая преамбула, где будут озвучены ценностные ориентиры партии. А для эффективного использования ресурсов партии были подписаны соглашения с рядом НКО действующих в сфере ЖКХ, исторической памяти, проблем наркомании и проч.
Задача «ЕР» — не только вернуть доверие населения, но и предложить действенные меры для качественного улучшения работы внутри партии. Мы уже писали ранее о проекте Высшей партийной школы. Однако более глубокая перезагрузка «ЕР» начнется с «регионализации»: в будущем Центральный координационный совет Сторонников Партии будет пополняться за счет эффективных руководителей региональных советов сторонников «ЕР» из разных субъектов РФ, а у региональных и муниципальных депутатов появятся рейтинги, отражающие их вклад в реализацию партийных программ и проектов. Для демонстрации работы партийных социальных лифтов секретарь Генсовета партии Андрей Турчак вручил партбилеты финалистам конкурса «Лидеры России» и победителям проекта «ПолитСтартап».
Однако не всем нравится трансформация, которую осуществляет руководство «ЕР». Спикер Госдумы Вячеслав Володин использовал поездку в Иран в качестве повода для того, чтобы не присутствовать на Съезде и не ассоциироваться с новым образом «Единой России». Обновленная и сильная «ЕР» может быть сама по себе самостоятельным игроком в Госдуме, что не позволит Володину играть первую скрипку в публичном и парламентском пространстве. Кроме того, это значительно снизит шансы на фрагментацию «ЕР» и выделение «диссидентов» по типу Поклонской и Железняка, которые могли бы стать частью игры по созданию новых партий (социал-демократических или правоконсервативных).
В то же время, необходимо понимать, что задачи, поставленные «ЕР», выглядят исполинскими на фоне того, что происходит в обществе. Стагнация рейтинга — это верхушка айсберга. Она отражает главное — серьезнейший скепсис населения к власти в целом после пенсионной реформы. Весь вопрос заключается в том, сможет ли руководство «ЕР» на деле заставить огромный забюрократизированный механизм самостоятельно (и на всех уровнях!) коммуницировать с разочаровавшимися. Заставить своих функционеров и депутатов не только слушать, но и слышать людей. Заставить их систематически помогать избирателям в меру имеющихся рычагов и ресурсов вместо того, чтобы организовывать разовые лицемерные акции поддержки в преддверии ЕДГ.
Логика Президента (который, кстати, завтра посетит Съезд), отраженная в Послании, диктует ставить максимально амбициозные задачи для того, чтобы гарантировать развитие. Сформулировать и поставить такие задачи «ЕР» смогла, но все зависит от того, сможет ли она к выборам 2021 года отрапортовать об их успешном выполнении, да еще и в условиях ежегодных краш-тестов в формате ЕДГ.