Централизация VS Федерализм

23.07.202019:54
12

Обратим внимание на заочную, но не менее любопытную от этого дискуссию между Дмитрием Песковым и Олегом Дерипаской по вопросу централизации. По мнению пресс-секретаря Президента, развития централизации в РФ не происходит, поскольку «регионы обладают целым комплексом полномочий», которые даже выросли за время пандемии коронавируса. Обратного мнения в своем развернутом интервью придерживается российский миллиардер <...нужно как-то остановиться с расширением Москвы. Во-первых, как только возник карантин, Москва и все управление страны фактически оказались заблокированы и отрезаны. Уже ясно, что нужно создавать какой-то резервный пункт управления. Но самое главное — концентрация ресурсов в Москве на сегодняшний день запредельная...>.

Кажется, что эта тема никогда не потеряет в России своей актуальности. С одной стороны, памятны последствия политики Бориса Ельцина и его крылатых «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Это и Чечня, и договор с Татарстаном от 1994 года (с правом республики на свою Конституцию), и долгое преодоление (порой через Конституционный суд) несоответствий между федеральными и местными законами, которые, по выражению Владимира Путина, были «миной замедленного действия». Выстраивание понятной для всех и более-менее эффективной вертикали власти вместо хаоса региональных претензий и полномочий заняло, ни много ни мало, полтора десятилетия.

Однако понять позицию умеренных сторонников федерализма можно: полномочия региональных центров, о которых говорит Песков, не подкреплены финансовой самостоятельностью. Пусть в разной степени, но регионы стали зависимы от того, насколько успешно местный политический корпус (губернаторы, вице-премьеры и т. д.) способен лоббировать интересы субъектов на федеральном уровне (Правительство, АП, Госдума). Эта конструкция, хоть и формирует «лояльность», но требует перманентного ручного контроля: нужно постоянно расшивать потенциальные или уже имеющие место трения в регионах, которые считают или могут посчитать себя обделенными Москвой.

Стоит ли слегка отпустить вожжи, дав регионами больше прав в области политики и экономики? Ответить на этот вопрос может только практика. Россия 90-х сильно отличается от России 2020, как в плане управляемости, так и в плане стабильности. Возможно, что такой запрос со стороны регионов в среднесрочной перспективе может стать, как минимум, предметом для дискуссии на федеральном уровне. Но никаких быстрых (пусть даже популярных в регионах) решений ждать не стоит. Слишком сложный вопрос, и слишком многофакторной и глубокой оценки он требует.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть