Поиск политических инструментов накануне Транзита: лето кончается, а сани не готовы
Пенсионная реформа высветила управленческий кризис: выяснилось, что кроме президента Владимира Путина нет других фигур или институтов власти, достаточно крепких для проведения непопулярных реформ. При этом даже рейтинг Путина немного «просел» под такой нагрузкой. Остальные же ветви власти оказались, если не парализованными, то неспособными представить внятную консолидированную позицию.
Попытки переложить ответственность на правительство Дмитрия Медведева были обречены с самого начала, поскольку, со времен возвращения Путина на президентскую должность, Белый дом во главе с премьер-министром перестал восприниматься публикой в качестве самостоятельного игрока.
Примерно то же самое произошло и с авторитетом Госдумы: на деле в ней не оказалось сильных лидеров, способных в условиях напряженности коммуницировать с населением и брать на себя персональную ответственность за реформы.
Таким образом, реакции ждали только от Путина, а не от тех, кто хочет высказываться от его имени. Что же в итоге? Его реакция оказалась, как минимум, стилистически адаптированной под настроения масс.
Это тревожный звоночек для дела Транзита. Встает вопрос о том, как его в таких условиях проводить, чтобы не возник полномасштабный кризис легитимности? Если ситуация в 2024 году придет к тому, что старые институты уже «не могут», а новых (по крайней мере предлагаемых властью) в стране «не хотят», то последствия будут самыми мрачными.
Несомненно, об этом подумывают в Кремле и окрестностях, но пока невооруженным взглядом виден только подбор тактических инструментов для понимания масс и контроля за элитами. Внедрение контроля за коммуникацией «власть-общество» с помощью системы «Инцидент», новый подход к мониторингу деятельности депутатов, о которой пишет сегодняшний КоммерсантЪ, «Лидеры России» для ротации аппаратных элит и другие инициативы явно не созданы для поля Транзита.
Но если аналогичные инструменты не будут в багаже проектов Транзита через Госсовет или Совбез, то встанет вопрос о самой технической возможности пролонгации власти Путина. Да, конечно есть «ельцинский» вариант реальной передачи власти преемнику. Через процедуру выборов без пролонгации полномочий. Но для него Путину нужно вместо одного нового института обновить и укрепить все имеющиеся старые, которые сейчас стонут под грузом всего одной непопулярной реформы.
А сколько таких реформ потребуется его преемнику после 2024 года?
Комментарии (2)