Бизнес-элиты готовятся пережить Транзит-2024 на своих местах
Продажу части активов бизнесменами из российского топа Forbes уже успели окрестить подготовкой к Транзиту-2024. Желание выйти в кэш трактуется как необходимость обезопасить себя для дальнейшего торга с новыми элитами, которые могут выйти на авансцену после трансфера власти от Владимира Путина к преемнику или к новому политическому институту. Однако на поверку оказывается, что в кучу смешались кони, люди и залпы тысячи орудий.
Откуда возникли подобные сентенции? Действительно, за последние месяцы в СМИ появлялась информация, что государство готово выкупить у ряда крупных бизнесменов из «ближнего круга» Путина их компании. В частности, речь идет о том, что «Газпром» приобретёт до конца года «Стройгазмонтаж» у Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» у Геннадия Тимченко. Ранее обе компании назывались главными бенефициарами строительства газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири». При этом, наиболее вероятным мотивом стоит считать не мифический трепет госбизнесменов перед Транзитом, а расчёт на обход санкционных рисков, поскольку и Ротенберг и Тимченко находятся под санкциями, а «Газпром», тем временем, намеревается конкурировать с США на рынке Евросоюза.
Именно риском санкций также объясняется продажа Романом Абрамовичем акций «Первого канала» группе ВТБ, и, совместно с партнерами, 1,7% акций «Норникеля» и 1,8% холдинга Evraz. Точно также в 2016-2018 гг. действовал и миллиардер Михаил Прохоров, распродавший значительную часть своих российских и американских активов в момент острой фазы противостояния Москвы и Вашингтона. Он вообще специалист по инвестициям, и последний выход Прохорова из капитала ГК «Обувь России», так же как и продажа Борисом Ковальчуком 0,15% акций «Интер РАО» может рассматриваться просто как желание предпринимателей вовремя заработать, а не потерять.
Так что у отмеченных в СМИ и Telegram-каналах бизнесменов могут быть и совершенно личные резоны выйти с прибылью из бизнеса. Например, слухи о приобретении госбанками «Альфа-банка» Михаила Фридмана курсируют уже давно, но они связаны с тем, что бизнесмен живет в Великобритании и инвестирует преимущественно в западную экономику. Он и сам готов избавиться от отечественного актива «по правильной цене», чтобы не стать заложником колебаний конъюнктуры.
Вообще в последние месяцы ралли роста капитализации российских компаний превратилось во всеобщий тренд. Индексы Мосбиржи не случайно ставят исторические рекорды: отечественные компании, одна за другой, сулят щедрую дивидендную политику своим акционерам. Лидерами выступают госкомпании, осуществляя переход к политике выплат дивидендов в размере 50% прибыли по МСФО. В совокупности это дало колоссальный прирост стоимости крупного отечественного бизнеса. Это вызвано повышенным интересом инвесторов, включая государственные банки и корпорации.
Сейчас складывается ощущение, что, используя передышку в санкционной риторике и сложившуюся локальную конъюнктуру высоких фондовых котировок на собственные активы, российские бизнесмены решили зафиксировать прибыль. Не станем утверждать, что стоимость отечественных активов достигла своего пика. Но, как мы уже отмечали выше, учитывая перспективу попадания в санкционные списки, часть крупных бизнесменов из России предпочитает сегодня выйти в кэш, нежели в будущем нести санкционные издержки.
И все-таки, несмотря на целый ряд экономических причин для выхода элит в кэш, Транзит-2024 в этом плане тоже имеет значение, но для предпринимателей из ближнего круга Путина — далеко не в первую очередь и не в текущий период. Мы уже видели, что главным проигравшим в борьбе башен стал премьер-министр Дмитрий Медведев. Среди ударов по нему особо выделется дело братьев Магомедовых, распродажа активов группы «Сумма» и, конечно, арест экс-министра «Открытого правительства» Михаила Абызова. На этом фоне неслучайна информация о возможном слиянии энергохолдинга «Т Плюс» Виктора Вексельберга с дочкой «Газпрома». Окончательный выход из актива планируется к 2024 году, когда Медведев с высокой долей вероятности покинет Кремль и закончатся его «гарантии».
Точная конфигурация Транзита-2024 еще неизвестна, однако, ожидается, что Владимир Путин так или иначе продолжит играть ведущую роль в российской политике. Это означает, что продолжит инвестировать в Россию и его «круг друзей-бизнесменов», которые давно работают над тем, чтобы обеспечить себе право на сохранение своей финансовой стабильности независимо от появления новых фигур во власти. Но важно понимать, что текущий выход в кэш — лишь часть инвестиционных планов, а не политическая стратегия, как бы это не хотели преподнести различные «инсайдеры из Кремля».