Проблема посткрымского консенсуса и социально-политические лифты Кремля

22.08.201918:51
325

Социологический опрос «Левада-центра» демонстрирует, что россияне достаточно осторожно оценивают свои шансы повлиять на государственную политику в масштабах страны (19% позитивных мнений против 79% негативных). Однако за последние два года значительно выросло число людей, считающих, что они могут оказывать влияние на решения властей в своем регионе, городе, районе (с 17% в 2017-м до 31% в 2019-м). Ожидаемо, что в обоих случаях наибольшую веру в себя показывают образованные молодые граждане до 40 лет.

Многие социологи уже подметили, что контринтуитивным образом региональные данные указывают не на социальный оптимизм условной «молодежи», а на кризисные тенденции во взаимоотношениях власти и общества. В условиях стабильности россияне выбирают совершенно другую, «патерналистскую», модель поведения, словно теряя желание влиять на власть (в период посткрымского консенсуса в 2016-м году фиксируются пиков значения «невлияния», 87% — по стране, 81% — в местах проживания). Увеличение значений «влияния» в 2018-2019гг. косвенно говорит о росте недовольства, политизации и потребности что-то изменить. Об этом мы давно знаем из итогов ЕДГ-2018, из протестов в регионах и социологических изысканий относительно рейтингов власти за этот период.

Ничего нового здесь нет и для руководителей в Кремле: вспомним, что последние два года АП усиленно транслирует сигналы о социально-политических лифтах («Лидеры России», «Россия — страна возможностей» и т. д.). Также неслучайно, что особый упор делается на формирование волны региональных элит нового поколения — губернаторов из кадрового резерва с повышенными коммуникационными навыками («слушать и слышать») и топовым управленческим бэкграундом. Понимая ситуацию, Кремль направляет усилия на то, чтобы перехватить энергию общества и обратить её в позитивное русло. ЕДГ-2019 будет одной из проверок успешности месседжа и всей стратегии.

Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть